Центр народной дипломатии поделился результативным опытом участия в квотной кампании на экспертном семинаре Российского совета по международным отношениям, посвященном российско-африканскому сотрудничеству в области образования.
В последнее время интенсивность взаимодействия России и стран Африки в сфере образования возросла многократно. Из более чем 850 межвузовских соглашений о сотрудничестве пятая часть заключена за прошедшие два года. По данным РУДН имени Патриса Лумумбы, за последние три года количество их студентов из Африки увеличилось вдвое.
Как отметил вице-президент РСМД Михаил Маргелов, возвращение России в Африку превращается в реальность. Это делает вопрос продвижения российского образования на континенте исключительно актуальным, что, в свою очередь, актуализирует вопрос квот. Эт тема стала центральной во время обсуждения на экспертном семинаре «Российско-африканское сотрудничество в области образования сегодня: проблемы и перспективы».
Имеет ли смысл система квотирования? Нужно ли увеличивать количество бюджетных мест для африканских студентов? Как привлечь мотивированных абитуриентов при том, что сейчас у России есть серьезные конкуренты в лице Китая, Турции и других стран, желающих распространить свое влияние на Африку? Наконец, как складывается дальнейшая профессиональная судьба получателей квот? Эти и другие вопросы были затронуты в ходе обстоятельной дискуссии.
Михаил Маргелов, имеющий опыт работы в этой области, отметил, что и в советское время африканские страны просили увеличить квоты, как просят и сегодня, но выделенные места часто не заполнялись. Для современной России проблема качественного распределения квот – также серьезный вопрос.
Начальник отдела по экономическому и гуманитарному сотрудничеству Департамента партнерства с Африкой МИД России Артем Козвонин подтвердил, что заполнение квот без конкурса малоэффективно — должно быть минимум два человека на место. Но это не всегда возможно, так как информация о перспективах получения образования в России часто не доходит до целевой аудитории.
Врио начальника Управления образования и науки Россотрудничества Анастасия Хохлова указала на «обратную сторону медали»: в некоторых странах, где наблюдается социальная напряженность, конкурс высокий, однако, «очевидно, что возвращаться в родную страну и устранять эти причины потенциальные студенты не планируют». Получение квоты для них – повод уехать из неспокойной обстановки и остаться в России или даже использовать нашу страну как транзитную на пути в Европу.
Она также отметила, что наличие на местах базы (государственных и партнерских Русских домов, площадок платформы Открытого образования) – важный ресурс, которым Россотрудничество предлагает пользоваться скоординировано и сорганизовано всем заинтересованным сторонам.
Как показывает практика, «базы на местах» могут стать как минимум качественным инструментом для разрешения квотного вопроса. Слушатели курсов Русских домов и платформы Открытого образования не только своевременно получают информацию о возможности обучения в России, но зачастую и помощь при подаче заявок на предоставление квоты, а также рекомендации в квотную комиссию от своих российских педагогов.
Руководитель Департамента образовательных проектов Центра народной дипломатии Валерия Мановицкая привела пример партнерского Русского дома в Буркина-Фасо, где 13 из 27 выделенных квот получили слушатели курсов, реализуемых Центром и Консорциумом российских вузов по работе со странами Западной Африки. Это при том, что конкурс на одно место превышал 8 человек. Сотрудников партнерского Русского дома также пригласили принять участие в работе квотной комиссии – для проведения собеседований с претендентами. Безусловно, рекомендации людей, которые непосредственно работают с потенциальными получателями квот и хорошо представляют их мотивацию, позволяют принять более взвешенное решение о распределении бюджетных мест. Шанс, что получивший квоту закончит образование и вернется на родину высококвалифицированным специалистом, позитивно настроенным к России, значительно повышается.
Сейчас Россотрудничество рассматривает вариант замены квот на гранты, то есть распределение бюджетных мест станет более адресным, возрастет вероятность того, что место в российском вузе достанется действительно талантливому, а главное – настроенному на плодотворную учебу африканскому студенту. Но пока реальным инструментом, доказавшим свою эффективность на деле, остаются «базы на местах», одной из которых в этом году блестяще выступил партнерский Русский дом Центра народной дипломатии.