Разрыв Мали, Буркина-Фасо и Нигера с Экономическим сообществом стран Западной Африки (ЭКОВАС) и формирование интеграционного объединения (Альянс государств Сахеля) имели двойственное объяснение. С одной стороны, «сахельская тройка» была недовольна тем, что региональная организация продемонстрировала бескомпромиссную жесткость в подходах к череде военных переворотов, решившись на введение санкций. С другой стороны, власти Мали, Буркина-Фасо и Нигера выразили разочарование, что ЭКОВАС не смогло эффективно помочь в продолжающейся борьбе с терроризмом.
«Когда мы берем пример ЭКОВАС и их программу по борьбе с терроризмом, мы ничего не увидели, никакой помощи. Они оставили нас решать проблему самим. Поэтому мы не видели смысла оставаться в этой организации», – заявил в марте 2024 г. глава МИД Мали Абдулайе Диоп.
Контуры курса на разрыв с ЭКОВАС начали поэтапно проступать после смены власти в Мали (2020 и 2021 гг.), Буркина-Фасо (2022 г.) и Нигере (2023 г.).
Создание Альянса государств Сахеля в сентябре 2023 г., инициированное как ответ на звучавшие со стороны членов ЭКОВАС призывы начать военную интервенцию в Нигер, форсировало фрагментацию некогда влиятельного регионального блока и обозначило перспективу увеличения политической, военной и экономической дистанции между «сахельской тройкой» и ЭКОВАС.
Несмотря на то, что инициатива о выходе из ЭКОВАС предварительно не проходила через консультации и голосование на национальном уровне в Нигере, Мали и Буркина-Фасо, по большому счету, она стала ожидаемой кульминацией накапливавшегося последние годы локального недоверия к региональной платформе и ее политике.
Положения договора об ЭКОВАС вышедшие государства формально были обязаны соблюдать до 29 января 2025 года, однако представители новой правящей элиты уже дали понять, что не считают это своим неотъемлемым долгом.
Так, в феврале МИД Мали направил руководству ЭКОВАС письмо, в котором говорится, что республика не считает себя связанной какими-либо обязательствами с организацией, включая правила о сроках выхода, отраженные в статье 91. Ведомство сослалось на то, что ЭКОВАС само сделало уставной документ недействительным, когда в качестве меры воздействия решило закрыть границы с Мали в январе 2022 г.
Безвизовый режим
Дебаты о якобы имевшей необходимость интервенции в Нигер были восприняты всерьез небезосновательно. За последние десятилетия ЭКОВАС, созданное в 1975 г. в первую очередь как платформа для углубления экономической интеграции, провело ряд военных операций.
Беспрецедентной стала первая миротворческая миссия в Либерии, специально для которой в 1990 г. было учреждено объединенное воинское подразделение ЭКОМОГ (ECOWAS Monitoring Group). Первоначальный контингент ЭКОМОГ численностью 3 тыс. военных формировался из личного состава ВС Нигерии, Гамбии, Ганы, Гвинеи и Сьерра-Леоне, а также дополнительных военнослужащих из Мали.
Позже формирования ЭКОВАС привлекались для операций в Сьерра-Леоне (1997-2000 гг.), Гвинее-Бисау (1998-1999 гг., 2012 г;), в очередной раз в Либерии (2003 г.), в Мали (2013 г.). В 2009 г. региональный клуб утвердил решение об учреждении Сил быстрого реагирования ЭКОВАС как составного элемента Межафриканских сил быстрого реагирования Африканского союза.
Некоторые западные аналитики полагают, что своими силовыми действиями ЭКОВАС остановило разрушительные гражданские войны в регионе, однако, как утверждают критики, политикой вмешательства организация нарушила собственные регулятивные нормы, что создало прецедент нарушения суверенитета стран – членов.
Что касается экономической интеграции, то немаловажную роль в этом процессе сыграло не только существование единой валютной зоны и функционирование общих институциональных структур, но в первую очередь введенный в 1980 г. режим безвизового передвижения рабочей силы и начавшее действовать в 1992 г. право на хозяйственную деятельность на всей территории сообщества. Более того, в 2014 г. в качестве очередных визовых послаблений было принято решение о создании унифицированного биометрического паспорта.
Единое визовое и деловое пространство очень важно для «сахельской тройки», которая зависит от торговли с регионом в большей степени, нежели такие прибрежные страны, как Кот-д’Ивуар, Гана или Нигерия. Как констатируют эксперты, Мали, Буркина-Фасо и Нигер менее индустриализованы и производят, как правило, идентичную сельскохозяйственную продукцию, которую пытаются реализовать в странах, расположенных в районе Гвинейского залива. Этот процесс был облегчен свободным передвижением между странами Западной Африки, которое обеспечивала концепция ЭКОВАС.
Импорт «тройки» находится в не меньшей зависимости от доступа к Гвинейскому заливу.
Экономисты допускают, что часть торговли из Мали, Буркина-Фасо и Нигера может быть перенаправлена через имеющую выход к морю Гвинею, чье членство в ЭКОВАС было приостановлено в 2021 г. Тем более, что республика продемонстрировала деятельное несогласие с мерами ЭКОВАС, открыв свой порт для подсанкционных государств. Однако, по словам экономистов, потеря значительной доли регионального рынка и свободы передвижения будет иметь катастрофические последствия для трех африканских экономик.
Не менее серьезным вызовом выход из ЭКОВАС стал и для работы гуманитарных организаций, которые активно пользовались режимом безвизового передвижения.
«Главное достижение ЭКОВАС заключалось в том, что можно было перемещаться между странами сообщества без разрешения или необходимости получать визу», – отмечает председатель Африканской сети по вопросам безопасности (ASSN) Ниагале Багайоко. По ее словам, в этом вопросе «сахельской тройке» будет необходимо разработать дальнейшую стратегию поведения в долгосрочной перспективе.
Пересмотр подходов ЭКОВАС
Решение «сахельской тройки» бросило вызов не только политическому, но и финансовому капиталу ЭКОВАС. По оценкам министра экономики и финансов Буркина-Фасо Абубакара Наканабо, региональный блок будет терять свыше 68,6 млн евро ежегодно из-за потери связи с Мали, Буркина-Фасо и Нигером. Дезинтеграция «неизбежно приведет к потере доходов», подчеркнул он.
В свою очередь, оценивая ослабление ЭКОВАС, главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Пьер-Оливье Гуринш заметил, что ситуация окажет негативное воздействие на экономический рост в регионе. «По нашим оценкам, в целом наличие интегрированного экономического пространства благоприятно для торговли, для более значимого экономического роста. Отход от этого будет иметь противоположный эффект», – пояснил он.
Тем не менее, по мнению экспертов компании FIM Partners, уход «сахельской тройки» вряд ли окажет существенное влияние на ЭКОВАС или на такие крупные экономики, как Нигерия, Гана и Кот-д’Ивуар: население Буркина-Фасо, Мали и Нигера обладало низкой покупательной способностью во всем блоке, а вклад трех стран в общий ВВП был невелик.
Альянс государств Сахеля (АГС) выглядит естественно возникшей альтернативой функционалу ЭКОВАС, но пока исключительно с точки зрения отражения вызовов в сфере безопасности. По итогам заседания Совета начальников штабов стран – членов АГС в марте 2024 г., было принято решение о немедленном создании объединенных сил для борьбы с террористическими группировками. В январе 2025 г. глава минобороны Нигера Салифу Моди анонсировал скорое развертывание объединенных сил АГС в составе 5 тыс. человек с приданной военной техникой.
В остальных вопросах концепция АГС носит проектный характер. В середине февраля на министерском уровне «сахельская тройка» выдвинула идею о создании конфедерации, однако деталей этого плана представлено не было. То же самое пока происходит с концепцией единой валюты, которая должна заменить африканский франк. Пока что перед платформой стоит задача создания общей институциональной базы, наднациональных органов взаимодействия.
Аналитики американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) отмечают, что «сахельская тройка» не осталась без поддержки на региональном уровне. Так, Гвинея открыто проигнорировала закрытие границ, введенное ЭКОВАС. В то же время Того выступило дипломатическим мостом между пришедшими к власти военными элитами и лидерами Западной Африки.
Настойчивость АГС показала свои плоды, когда на внеочередном саммите в Абудже 25 февраля лидерами ЭКОВАС было принято решение отменить большую часть санкций, введенных против Нигера, Мали и Гвинеи из гуманитарных соображений. Однако общим местом экспертных оценок остается тезис, что даже смягчение рестриктивных мер не повлияет на позицию военных элит в Нигере, Мали и Буркина-Фасо, решивших покончить с колониальным наследием.
ЭКОВАС придется запустить ревизию своих подходов к тому, что происходит в регионе.